ГОЛОС


ГОЛОС
ГОЛОС, всеобщее понятие, объединяющее звуки, исходящие из гортани человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или же являются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений. В развитии Г. должно различать 3 стадия, в к-рых качество этих звуков неравноценно. В первом стадии—у новорожденного—Г. является прирожденным двигательным -рефлексом, стоящим в связи с внутренними и внешними раздражениями. Этот рефлекс передается по наследству и выражается настолько однородными звуками, что даже мать обычно не может отличить по Г. своего ребенка. От этого Г. резко отличается сознательная речь человека (2-й стадий), к-рая является уже нервно-псих. актом. Хотя речь относится также к разряду рефлексов, но все же, в противоположность неартикулированному крику ребенка, заставляет предполагать налич- ность опыта и подражания. Здесь индивидуальные свойства Г. проявляются не только в данной личности, но могут быть присущи целой нации или народу. Если нет внешних препятствий со стороны психики, слуха и голосообразовательных органов, способностью речи овладевают все люди. В 3-м, высшем стадии развития, голосовой аппарат приводится в особое состояние, к-рое дает право рассматривать его как музыкальный инструмент. Г. артиста, особенно певца, воспитывается путем долгой и упорной работы, успешность к-рой зависит от природных данных и музыкальной одаренности.—Изучение проблемы голосообразования встречает большие затруднения, т. к. требует знакомства с целым рядом наук. Анатомия, физиология и физика необходимы, т. к. здесь дело идет об изучении дыхательных движений, возникновения звука в гортани и артикуляции; психология вводит в круг процессов восприятия звуков, лингвистика и филология знакомят с обширной областью изучения языка разных народов, наконец ото-рино-лярингология нужна при встрече с пат. процессами в голосообразовании. Та область знаний, к-рая имеет целью изучение условий голосообразования в нормальном организме, его окраски, высоты, силы и продолжительности, называется э к с п е р и-' ментальной фонетикой; в задачу ее входит изучать факты и из полученных данных делать выводы, для чего она пользуется наблюдением происходящих явлений в естественных условиях и в условиях специально поставленного эксперимента. В фонетике часто нельзя полагаться на точность регистрации явлений нашими чувствами, а потому в таких случаях прибегают к помощи разных приборов и инструментов, объективно свидетельствующих о наблюдаемых фактах. Родоначальниками современной научной экспериментальной фонетики считаются французский аббат Руссе-ло и Розапелли (Rousselot, Rosapelli), к-рые в конце XIX в. ввели в употребление записывающие аппараты. Затем благодаря работам Гуцмана (Gutzmann) и его школы фонетика получила дальнейшее развитие и значительно подвинулась вперед. Но интерес к изучению голосообразования отмечается еще со времени Гиппократа, Галена, да-Винчи и др. Эти стремления нередко приводили к важным открытиям. Так, Гарсия (1857), не будучи врачом, ввел в употребление ля-рингоскопическое зеркало. Физиологи и физики, как Брюкке и Гельмгольц (Briicke, Helmholtz), выяснили роль надставной трубы и гортани при образовании Г. Для понимания механизма голосообразования голосовой аппарат сравнивается с музыкальными инструментами, в к-рых действующей силой для вызывания звука является вдуваемый воздух,—с флейтовыми и язычковыми трубами. В флейте каждый звук требует определенной длины трубы при неменяющемся механизме в месте образования его, а в язычковой трубе, наоборот, каждый тон соответствует определенному размеру язычка, в то время как длина трубы оказывает лишь незначительное влияние на высоту звука. Но голосовой аппарат может давать зву- ки разной высоты благодаря тому, что голосовые связки, к-рые рассматриваются как двойной язычок, обладают свойством менять свои размеры, форму, натяжение и упругость, при чем надставная труба—глотка, рот и носовая полость—по длине остается неизменной. Рот однако может, следуя волевому импульсу, менять свою форму и объем и тем придавать звуку своеобразные оттенки. Для издавания звука голоса необходимо, чтобы на голосовые связки со стороны трахеи и бронхов было произведено воздушное давление, что достигается весьма сложной системой дыхательных мышц. Дыхание при речи и пении отличается от спокойного дыхания. При покое оно совершается автоматически и внешне проявляется движением стенок груди и живота, к-рые равномерно поднимаются и опускаются во время вдоха и выдоха. Эти дыхательные движения находятся под влиянием не только продолговатого мойга, но связаны в коре мозга с многочисленными корковыми дыхательными центрами, вследствие чего они могут меняться при разных душевных состояниях. Продолжительность вдоха приблизительно равна выдоху. Во время вдоха голосовые связки находятся в положении, среднем, между самой сильной абдукцией и аддукцией, а голосовая щель имеет форму равнобедренного треугольника. При выдохе голосовая щель имеет стремление к нек-рому сужению, происходящему автоматически. При фонации, вследствие смыкания голосовой щели, воздух не имеет свободного выхода и используется для*приведения в колебание голосовых связок; в связи с этим происходит целый ряд перемен в процессе дыхания. При пении и речи оно уже более зависит от воли. Отношения между вдохом и выдохом резко меняются, т.к. фаза выдыхания заметно удлиняется. В зависимости от фонетической цели (счет, чтение, пение и пр.) число вдохов может упасть до 9—10 в минуту. Течение вдоха ускоряется, а размах движения увеличивается. Наблюдение показывает, что при речи и пении человек деларт вдох преимущественно через рот. Повидимо-му это имеет большое значение для певцов, т.к. быстрое проведение воздуха через широкое отверстие рта благоприятствует установке нужного внутрибронхиального давления в последующей фазе выдоха, совпадающей с фонацией. В литературе есть указания, что при вдыхании носом диафрагма делает менее энергичные движения, чем при вдыхании ртом. Во время голосообразования, в подсвя-зочном пространстве и в системе трахеи, бронхов и альвеол создается определенное воздушное давление, которое может удерживаться на разной высоте в зависимости от качества издаваемого звука. Взаимодействие между голосовыми связками и внутриброн-хиальным давлением регулируется автоматически вследствие прирожденного рефлекса. Давление увеличивается по мере повышения тона, оно меняется при произнесении отдельных гласных и при различных оттенках голоса и его силы. Если при покойном вдохе и выдохе высота давления незначительна (по Гуцману, она колеблется от 0,73 до 2,19 мм ртути), то при речи и пении давле- ние резко поднимается. По Каньяр-Латуру (Cagniard-Latour), при громком крике оно доходит до 69,48 мм, при пении высоких тонов—до 14,7 мм, при средних—11,7 мм, при шопоте—2,2 мм. Грюцнер (Griitzner) показал, что каждая гласная требует своего давления: а—9,19, о—14,55, у—14,7, е— 15,58, и—16,17 мм ртути. Из этого следует, что существует теснейшее взаимоотношение между давлением, голосовыми связками и надставной трубой. В поддержании внутрибронхиального давления на нужной высоте участвует целый ряд активных сил.—1. Весьма значительную роль в этом отношении играет гладкая мускулатура трахеи и бронхов. В момент замыкания голосовой щели бронхи, наподобие других полых органов, под влиянием нарастающего бокового давления в результате возбуждения начинают суживаться и т. о. усиливать напор воздуха на стенки бронхиального дерева. Лишь только это давление падает при раскрытии голосовой щели, окончания блуждающего нерва перестают возбуждаться, и наступает период расширения бронхов под влиянием дыхательного центра, чему способствует также присасывающее действие диафрагмы при вдохе. Гладкая мускулатура заложена в слизистой бронхов на широком пространстве до самых альвеолярных ходов, и этим обусловливается равномерность и постоянство ее действия. ' Шиллинг (Schilling) показал, что в системе трахеи и бронхов при фонации давление начинает подниматься раньше, чем сокращаются мышцы живота и груди. Нек-рые приписывают падение интенсивности Г. дилята-ции перепончатой части трахеи, к-рая может произойти при сильном крике, а также на почве острых и хрон. заболеваний или старческих изменений. Напротив, звонкий Г. маленьких детей связывают со сравнительной мощностью у них гладкой мускулатуры.— 2. Второй момент, могущий влиять на степень внутрибронхиального давления, сводится к деятельности диафрагмы. Являясь границей между брюшной и грудной полостями, она во время фонации подвергается действию брюшного пресса и внутригрудно-го давления. Благодаря тому, что мышцы диафрагмы при этом процессе находятся в состоянии нек-рого тонуса, она может иметь уравновешивающее значение между этими двумя силами. Степень участия диафрагмы при вдохе и фонации может быть большей и меньшей; так, при усиленном, глубоком вдыхании грудные мышцы участвуют энергичнее, чем диафрагма, и фнкц. значение ее ослабляется. Вопрос о тонусе диафраг-м ы еще мало изучен, между тем он имеет большое значение при голосообразовании, особенно у певцов, для к-рых сохранение известной степени напряжения диафрагмы во время держания тона служит признаком хорошей обработки Г. У разных лиц степень напряжения диафрагмы варьирует; оно меньше у лиц с узкой и длинной грудью, чем у широкогрудых.—3. Третий момент, влияющий на внутригрудное давление, представляет сила, к-рая развивается при пассивном или активном спадении стенок грудной клетки. Чем больше расширилась грудная клет- ка при вдохе, тем больше возможностей для развития этой силы при последующей фонации. Степень поднимания и опускания стенок груди у разных субъектов неодинакова во время речи и пения при выполнении одной и той же задачи; есть даже целый ряд лиц, у к-рых грудная клетка остается неподвижной в течение всего времени держания тона, при чем сила Г. может быть доведена до максимальной.—4. Четвертый момент—это сила брюшного пресса, к-рая может приспособляться к волевым импульсам и быть в тесном соотношении с двигательной функцией голосовых связок и надставной трубы, а также с дыхательными мышцами. Суммарное действие мышц брюшного пресса может быть очень сильно, но оно ослабляется и регулируется напряжением диафрагмы. В том же направлении для смягчения грубых толчков со стороны брюшного пресса действуют мягкие и упругие внутренности, особенно те, к-рые содержат воздух. Совместная работа всех указанных сил, производимая гладкой и поперечнополосатой мускулатурой, выполняется автоматически. При взаимной поддержке она в состоянии удерживать необходимое внутрибронхиальное давление на определенной высоте б. или м. продолжительное время. При средней силе Г. взрослый человек может выдерживать тон в течение 25— 30 сек., а нек-рые певцы доводят продолжительность до минуты и более (Патти). Количество воздуха, расходуемого при речи и пении, около 1.500—2.400 куб. см, т. е. в 3— 4 раза больше, чем при покое (Nadoleczny); у нек-рых певцов однако оно не превышает 500—600 куб. см на каждый вдох. Внешние движения стенок груди и живота во время издавания звука выражаютсяв том, что грудная клетка и живот расширяются или суживаются, подобно тому как это наблюдается при покойном дыхании. Изучение этих движений при помощи простого осмотра и ощупывания не дает точных результатов; поэтому прибегают к графической записи их на закопченной бумаге кимографа, для чего пользуются тремя поясами пневмографа Гуцмана, которые надеваются на грудь, на уровне сосков и верхней части подложечкн, и на живот, на уровне пупка. Движения передаются на капсулу Марея с записывающим пером и изображаются в виде кривой— синусоиды, восходящее колено которой относится к вдоху, а нисходящее—к выдоху. При покое кривые записи показывают, что движения на всех уровнях совершаются параллельно и синхронично и кривая вдоха немного короче кривой выдоха. При речи же и пении, помимо того, что кривые, соответствующие выдоху, удлинены, они могут принимать разное направление и делаться непараллельными; в то время как одни из них опускаются, другие имеют восходящее или горизонтальное направление. Кривая, относящаяся к среднему поясу, выражает суммарное движение, т. к. пневматический пояс на этом уровне соприкасается с ребрами нижней части груди и мягкими стенками подложечки, движения которых могут быть противоположными.—Движения диафрагмы изучались при помощи рентгена. Шиллинг устроил ортодиафрагмограф и установил, «31 голос что на долю деятельности диафрагмы выпадает лишь 20% вдыхаемого воздуха. О дыхании при свободной речи нет почти исследований, т. к. для таких наблюдений трудно найти однородные условия. Многие стремились разгадать тайну певческого Г. путем изучения типов дыхательных движений при исполнении одних и тех же заданий. До сих пор единогласных выводов не получено, так как оценка Г. певца производилась на основании индивидуальных субъективных ощущений, а объективные данные о дыхательных движениях отличались большим разнообразием и неодинаково истолковывались. Несомненно, что с переменой типа внешних дыхательных движений происходит изменение механизма для поддержания внутрибронхиального давления, а также изменяется объем вдыхаемого воздуха. Следует отметить, что тип этих движений влияет также на высоту общего кровяного давления. При форсированном пении и при выдерживании высоких тонов оно поднимается на значительно большую высоту, если внутрибронхиальное давление поддерживается спадающимися стенками грудной клетки. Такое пение кроме того сопровождается часто застойными явлениями: лицо краснеет, вены шеи раздуваются. Звук Г. возникает в гортани между сомкнутыми голосовыми связками, на к-рые производится давление воздуха со стороны трахеи. Когда выжимаемый из легких воздух встречает препятствие в замкнутой голосовой щели, давление в трахее повышается; как только оно достигнет напряжения, превышающего силу смыкания связок, часть воздуха прорывается через голосовую щель вследствие расхождения связок, но они снова сходятся, чтобы опять повторить то же самое. Эти взрывообразные прорывы воздуха совершаются тем чаще, чем выше издаваемый звук. При непрерывном ряде быстро следующих друг за другом сгущений и разрежений воздуха образуется звуковая продольная волна, к-рая т. о., получив начало в гортани, распространяется в пространстве во всех направлениях со скоростью 343 м в секунду. Стробоскопические исследования показали, что голосовые связки проделывают такие же колебания, как края губ при игре на медных трубах. Звук, образовавшийся в гортани и еще не измененный в надставной трубе, в фонетике носит название примарно-го. Смыкание голосовых связок при фонации происходит под влиянием целого ряда гортанных мышц: боковые черпало-перстневидные мышцы сближают связки и суживают перепончатую часть голосовой щели, передние перстне-щитовидные мышцы натягивают связки между пунктами их прикрепления и дают высоту Г., внутренние черпало-щитовидные мышцы, лежащие в толще связок, отличаются от других тем, что они состоят из расположенных в разных направлениях волокон, благодаря чему голосовые связки могут изменять свою длину, ширину и толщину и т. о. влиять не только на высоту, но и на тембр Г. Повидимому характерные признаки мужских, женских и детских голосов связаны со структурой этих мышц. Указанные мышцы участвуют в замыкании лишь передней части голосовой щели, задняя же, дыха- тельная, смыкается действием поперечной и косых мышц. Если основания черпаловид-ных хрящей не плотно сближаются во время фонации, меяеду ними остается отверстие, через к-рое из трахеи воздух может утекать в виде струи. Такая утечка происходит постоянно при голосообразовании у всех млекопитающих, т. к. у них на внутренних поверхностях черпал имеются вырезки (hiatus intervocalis). При голосообразовании переход голосовой щели из дыхательного поло-' жения в фонаторное может совершаться с различной быстротой и энергией, в связи с чем различают взятие звука («атаку») твердое, мягкое и придыхательное; последнее бывает при произнесении например немецкого h. Роль надгортанника при фонации неясна; по некоторым наблюдениям при высоких тонах он поднимается, при низких опускается, но бывают и обратные отношения; при произнесении гласной и он откидывается кпереди больше, чем при других гласных. При разговорной речи высота Г. держится в пределах регистра грудных звуков, требующего наименьшего натяжения голосовых связок,—у мужчин от а до с, у женщин и детей на октаву выше. Благодаря обилию обертонов и смене высоты тонов Г. при разговоре, нередко, бывает трудно определить действительную высоту Г._ при речи. При пении голос служит для музыкальных целей, и потому диапазон тонов значительно обширнее и продолжительность выдерживания их длиннее. Г. делятся на 6 типичных гр у пп: 3 женских (сопрано, меццо-сопрано и контральто) и 3 мужских (тенор, баритон и бас); кроме того различают (в зависимости от музыкальных свойств) тенора—драматические, лирические и легкие, баритоны—высокие и низкие, басы—высокие, низкие и ок-тавные, у детей—дискант и альт. Сопрано бывает драматическое, лирическое и колоратурное; меццо-сопрано приближаются то к контральто, то к драматическому сопрано. По Штокгаузу (Stockhaus), Г. простирается (цифры показывают число колебаний в секунду): У Оасов.........от   Е (81,4) до g1 (825,9) У баритонов......»    G (96,8) » а1 (426,4) У теноров........»    н (122,61) » d8 (580,6) У контральто......»   d (145,1) » Р (690,6) У меццо-сопрано . . . . »   а (217,5) » а* (1034,6) У сопрано........»   h (258,6) » е3 (1303,4) Описаны были феноменальные Г. в три и более октавы. В певческом Г. в связи с ощущением его резонирования различают грудной, головной или средний регистры и фальцет. При грудном Г. голосовые связки сближены на всем протяжении и колеблются во всю ширину, щель между ними представляется в форме узкой прямой линии; по мере повышения тона связки укорачиваются, и щель принимает слегка ланцетообразную форму. При среднем регистре характерное напряяюние внутренней щито-черпало-видной мышцы начинает ослабевать, и высота Г. поддерживается возрастающей деятельностью передней перстне-щитовидной мышцы. При фальцете края голосовых связок истончаются, и голосовая щель остается слегка раскрытой, отчего некоторые думают, что при фальцете тратится больше воздуха, голос Фальцетный Г. не богат обертонами, звучит мягко и не имеет силы. На практике певцы для возможно незаметного перехода от грудного регистра к среднему употребляют т.н. «прикрытие» звука: если напр. гласная а поется сильным Г. в гамме вверх, то на определенной высоте голос делается пронзительно-крикливым, открыто-звучащим. При помощи технических приемов, сводящихся к использованию гл. обр. деятельности диафрагмы, Г. может получить блестящий матового оттенка звук (закрытый). Этот предел в звукоряде грудного регистра называют «переломом» Г., к-рый нельзя смешивать с переломом Г. в юношеском возрасте (мутация). Различие тембров открытых и закрытых звуков подтверждается не только слухом, но и звуковым анализом: в первых из обертонов ярче выступает октава, во вторых—основной тон и 5-й и 6-й обертоны. При ш о п о т е голосовые связки сближаются в перепончатой части, между тем как в дыхательной между черпалами щель остается незамкнутой. Шопотный шум получается от трения воздуха в голосовой щели. Высота шопотной речи зависит от собственного тона надставной трубы и меняется с каждой гласной. Г. делается похожим на шопот при разного рода деформациях в полости гортани, при искусственной гортани и при ее отсутствии.—При чревовещании образование Г. происходит при сильном сближении истинных и ложных связок с одновременным закрытием входа в гортань надгортанником,—Г. слышится вдали. Физиологическое значение Морганиевых желудочков для голосообразования не выяснено. Большинство авторов отрицает роль последних в качестве резонатора. Тело всей гортани во время образования Г. не остается безучастно; хотя и не в широких пределах, гортань может подниматься и опускаться, а также сдвигаться в стороны. Эти ее движения зависят от силы внутрибронхиального давления и от деятельности наружных шейных мышц и соседних органов. Положение гортани во время пения бывает различно в связи с разницей в механизме голосообразования у отдельных лиц. Возникший в гортани Г. является сложным звуком, т. к. в нем можно различить основной тон и ряд как гармонических, так и негармонических обертонов, от которых зависят оттенки в Г.—его тембр. В надставной трубе—в глотке, рте и носе—с твердыми и мягкими стенками некоторые обертоны усиливаются, другие замирают, так что окончательная индивидуальная окраска звука Г. образуется по выходе его из ротового отверстия. Большое влияние на судьбу идущего из гортани звука оказывает мягкое нёбо, к-рое может отделять полость носа от глотки и рта. Если мягкое нёбо поднято, звуковые волны всей массой распространяются через рот; при опускании нёба до соприкосновения с корнем языка, звук получает носовой, гнусавый оттенок; несомненно, что при этом "многие обертоны в узких ходах носа ослабляются и замирают. Резонация Г. в носу возможна, если между задней стенкой глотки и мягким нёбом остается отверстие. Придаточные полости носа в силу своего малого размера и незначи- | тельности выводного отверстия резонаторами не являются. Вопрос о функции мягкого нёба при пении окончательно не решен. Многие исследователи считают, что резонация в носу вредно отражается на качестве Г., даже если она слабо выражена; по мнению других каждая гласная при произнесении требует определенной степени поднятия нёба. Окраска Г. меняется при движении губ, щек, языка, нижней челюсти, надгортанника, а так-же при опускании и поднимании гортани. Существующий взгляд, что грудная клетка также служит резонатором для Г., в настоящее время опровергается в виду постоянной изменчивости просвета трахеи и бронхов. Благодаря артикуляции у человека выработалась способность членораздельной речи. Элементы ее—фонемы— гласные и согласные. Каждому звуку речи соответствует определенная артикуляция и форма надставной трубы. Основные гласные а, е, и, о, у могут носить разные оттенки. При гласной а губы широко раскрыты, язык лежит на дне рта, между мягким нёбом и корнем языка большое пространство, гортань почти, как в покое; надгортанник слегка запрокинут назад. При е губная щель сужена больше и несколько растянута к углам рта. Язык приподнимается в средней своей части к середине твердого нёба, кончик языка упирается в нижние зубы, гортань приподнята. надгортанник отходит кпереди. При и рот еще более сужен, середина языка почти касается твердого нёба. Мягкое нёбо сильно поднято кверху, надгортанник сильно отошел кпереди, вход в гортань широко открыт. При о ротовое отверстие принимает овальную форму, губы слегка вытянуты, кончик языка слегка приподнят и касается десен. Гортань немного опущена. При у губы сильно вытянуты вперед, ротовая щель круглая, но уже, чем при о. Язык образует углубление в задних частях, гортань стоит ниже, чем при остальных гласных. Полость рта усиливает те обертоны, к-рые дают соответствующее звуковое впечатление. При помощи резонаторов доказано, что каждая гласная характеризуется определенной вокабулой, т. е. ротовая полость усиливает при данной гласной один или несколько тонов, высота к-рых не зависит от высоты издаваемого связками звука. Так, по Гельмгольцу, а имеет собственный тон—si2, о—si3, у—f2, и—f4 и d1, е—f3 и si3. Гласная звучит более ярко и совершенно, если вокабула ее совпадает с основным тоном. Этим объясняется, что певцы на известных границах диапазона Г. заменяют одни гласные другими. Резо-нантная теория Гельмгольца до наст, времени, несмотря на многие попытки, никем не опровергнута; обычно ей противопоставляется теория Германа, по которой в полости рта возникают самостоятельные звуки—форманты, не входящие в число обертонов издаваемого звука. Анализ при помощи записывающих приборов (осциллограф) показал, что каждой гласной соответствует определенная кривая, свидетельствующая о сложных движениях воздушных частиц при отдельных гласных. О природе гласных далее дает понятие классич. опыт Гельмгольца с искус-| ственным воспроизведением их посредством голос 63в сложения многих тонов: в своем приборе он заставлял звучать настроенные на определенные тоны камертоны и получил все гласные, за исключением и, которая характеризуется очень высокими добавочными тонами. Согласные образуются вследствие того, что на пути движущейся из гортани звуковой волны ставится внезапное препятствие в надставной трубе. На момент остановившись в своем поступательном движении, части волны набегают друг на друга, при этом теряется ее акустическая структура, и раздающийся шум воспринимается как согласная. Так как каждый произносимый человеком звук всегда имеет гласную окраску, то отсюда видно родство между гласными и согласными. Согласные отличаются друг от друга по способу и месту образования. Если в момент произнесения происходит полное смыкание в надставной трубе, то получается шум от прорыва—смычные согласные (б, п, д, т, к, г). При неполном замыкании образуются проторные, или спиранты (е, ф,с,ш, 3,  ж, ж). М и н (носовые) соответствуют затвору при б и д. Для лир изменение в надставной трубе происходит за счет вибраторных движений языка и стенок рта; звуковая волна не претерпевает больших нарушений в структуре. Поэтому они называются звучащими, или сонорами, или полугласными; у нек-рых народов (японцев, нек-рых африк. племен) звуковой разницы между лир нет. 4,  ц, щ—сложные дифтонги, образуются по типу смычных и проторных. По месту происхождения согласных отличают три области артикуляции: на уровне нёбной занавески и основания языка (нёбные), на уровне дуги, образуемой зубами верхней челюсти, передней частью нёбного свода и кончиком языка (язычные), на уровне отверстия губ (губные). Это деление облегчает классификацию согласных; на самом же деле все промежуточные пространства между этими пунктами могут быть местами образования согласных, отсюда—различные их оттенки у разных людей и народов. В зависимости от особенностей и активности участия мест образования, согласные бывают твердыми (и, т, к) и мягкими (б, д, г). В состав шумов согласных входят как высокие, так и низкие обертоны; в связи с этим они обладают разной степенью слышимости. Так, согласную с можно различить с более дальнего расстояния, чем п или д. Ясность речи обусловливается присутствием в Г. очень высоких, но слабых по силе тонов (свыше 3.000 колебаний в сек.). Флетчер (Fletcher; 1923), изучая разборчивость речи с помощью электрических фильтров, показал, что количество правильно понятых по телефону слов по отношению к общему количеству падает только на 5%, «ели исключить обертоны до 500 колебаний в сек. Исключение частот до 1.000 колебаний поглощает 82% энергии речи и уменьшает разборчивость всего на 15%; поглощение же частот свыше 1.000 колебаний в секунду влечет резкое уменьшение (на 40%) разборчивости, при чем тембр приобретает глухой и темный характер, между тем как при выпадении низких тонов он становится режущим, с металлическим оттенком. Замечено, что при ясном произнесении гласных, и согласные слышатся отчетливее.'—В Г. происходят изменения в связи с возрастом. Под влиянием половых гормонов в периоде половой зрелости гортань начинает расти во всех своих частях, и это ведет к резким переменам в высоте, силе и тембре Г. Явление это носит название перелома Г. или му-тации. Особенно заметны эти изменения у мальчиков, когда из сопрано или альта образуется бас или тенор. Нередко при мутации отмечаются нек-рые болезненные симптомы в виде охриплости, сипоты, усталости, беспричинного кашля и покраснения голосовых связок. У девочек мутация протекает менее бурно, и голосовые изменения почти незаметны. В период мутации для обоих полов не рекомендуется заниматься пением. В старости в связи с окостенением гортани и с атрофическими процессами в мышцах и железах, Г. делается слабее и нередко меняет тембровую окраску, у женщин часто приобретает более низкий характер. При кастрации и аналогичных пат. процессах в периоде возмужалости перелома Г. не происходит, и детский Г. сохраняется на всю жизнь (Г. евнухов). Кроме разговорной речи, шопота и пения, в голосе отмечается целый ряд разновидностей. 1. Инспираторный голос получается при сильном вдыхании через не вполне замкнутую голосовую щель и имеет место во время крика новорожденного, при плаче и пр. Он не отличается силой и ограничивается несколькими низкими тонами,—напоминает Г. при чревовещании. 2. Голос при смехе с произнесением однозначных звуков (ха, ха и др.) совершается с высотой тона около 200—300 колебаний в сек. 3. Кашель сопровождается звуком также при участии голосовых связок; особый звуковой оттенок бывает при лающем кашле, зависящем от подсвязочного припу-хания стенок гортани. 4. Г., вызываемый смыканием ложных связок, наблюдается в пат. случаях как компенсация; может быть выработан и искусственно, напр. при симуляции . 5. Речь трахеотомирован-н ы х и лишившихся гортани происходит за счет запаса воздуха во рту, глотке, пищеводе и даже в желудке. Все автоматические и сознательные движения органов речи объединяются общим психическим центром, который захватывает значительную часть периферии мозга. Для фонаторных движений голосовых связок и дыхательных мышц имеется особый центр в передне-наружной части gyrus praecruciatus. Из коркового вещества волевые импульсы идут в сенсорный центр Вернике (Wernicke), а затем в центр Брока (Вгоса), где уже формируются представления о надлежащих звуках.—Патология голоса может касаться разных отделов голосового аппарата и поражения псих, центров речи и слуха. К расстройствам фонации ведет целый ряд б-ней гортани и неправильная функция голосовых связок. Большая группа пороков речи связана с б-нями артикуляционных и дыхательных органов; сюда принадлежат косноязычие, заикание и родственные им формы. гольджи Лит.: Работнов Л., К вопросу о голосооб-разовании у певцов, «Архив зксперим. и клин, мед.», 1922, № 1; его те, О функции мягкого неба при пении, «Рус. отолярингология», 1924, № 5—6; е г о ш е, О взаимоотношении между движениями стенок живота и груди и диафрагмой при пении, «Жури, ушн., носов, и горлов. болезней», 1926, 1—2; его же, О влиянии фонации на кровяное давление, ibid., 1928, № 1—4; Barth E-, Einftihrung in die Physiologie, Pathologic u. Hygiene der Menschenstimme au( sprach-physiologischer Grundlage, Jiiinchen, 1923; ftutz-m a n n H., Physiologie der Stimme u. Sprache, Braunschweig, 1928; Nadoleczny M., Physiologie der Stimme u. Sprache (Hndb. der Hals-, Nasen- u. Ohren-heilkunde, hrsg. v. A. Denker u. 0. Kahler, B. I, B.— Milnchen, 1926): его же, Die Sprach- u. Stimmsto-rungen im Kindesalter (Hndb. d. Kinderheilkunde, hrsg. v. M. Ptaundler u. A. Schlossmami, B. V, Lpz., 1926); его же, Kurzes Lehrbuch U. Sprach- u. Stimm-heilkunde mit besonderer Beriicksichtigung des Kindes-alters, Lpz., 1926; Musehold A., Allgemeine Aku-stik und Mechanik des menschlichen Stimmorgans, В., 19'13;FroschelsE., Uber Atmungstypen bei Kunst-sangern, Monatsschrift i. Ohrenheilkunde. B. LVII, 1923; M о u n l e r, La voix, P., 1923. Л. Работнов.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Синонимы:

Смотреть что такое "ГОЛОС" в других словарях:

  • ГОЛОС — ГОЛОС, голоса, мн. голоса, муж. 1. Звучание голосовых связок, крик, речь, пение. Вдали послышался голос. Кричать громким голосом. Полным голосом. Во весь голос. Надорвать голос. || Свойственные отдельному человеку или животному особенности,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ГОЛОС — муж. глас церк. звук, звон, тягучий шум разного рода; звук или зык из гортани человека или животного. Какой голосища у него, не чета нашему голосишке (голоску, голосочку, голосенку). Есть голос и у нема, да речей нет. | Напев, последовательность… …   Толковый словарь Даля

  • голос — Глас, визг, гик, звук, крик. (Голоса: альт, баритон, бас, дискант, сопрано, тенор, фистула. Блеяние, визжание, вой, жужжание, карканье, кваканье, клекот, кудахтанье, лай, мурлыканье, мычание, писк, пение, рев, ржание, рыканье (рычание),… …   Словарь синонимов

  • ГОЛОС — ГОЛОС, а ( у), мн. а, ов, муж. 1. Совокупность звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок. Громкий, тихий г. Певческий г. Г. потерять, лишиться голоса (1) охрипнуть; 2) лишиться певческого голоса). В г. кричать (очень громко;… …   Толковый словарь Ожегова

  • голос — ГОЛОС, а, м. (или голос из за бугра), ГОЛОСА, ов, мн. Западная радиостанция. См. также вражий голос …   Словарь русского арго

  • ГОЛОС — ГОЛОС, в человеческом организме звук возникает благодаря тому, что воздух из легких проходит через голосовые связки, заставляя их вибрировать. Связки два клинообразных тяжа, образованных волокнистой эластичной тканью и прикрепленных к хрящам… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Голос — «ГОЛОС» см. Журналы русские. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • голос — беззвучно пронзительный (Городецкий); беззвучный (Арцыбашев, Мельник Печерский); визгливый (Серафимович, Сергеев Ценский); вкрадчивый (Ленский, Григорович); властный (Тихонов); волшебный (Надсон); гармоничный (Каренин); гибкий (Башкин, Северцев… …   Словарь эпитетов

  • голос — В гештальте придается большое значение работе с голосом: то, что говорится, настолько же важно, как и то, как говорится. Бесцветный или прерывающийся голос иногда выдает душевное состояние, отличное от того, которое клиент в данный момент… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ГОЛОС — ГОЛОС, совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком и животными с помощью эластичных голосовых связок. У большинства позвоночных основным источником звука служит верхняя гортань с парными голосовыми связками, а …   Современная энциклопедия

Книги

  • Голос, Романовски Михель. В романе "Голос", принадлежащем к жанру фэнтези, легкому и бескрайнему по своим возможностям, поднимается вопрос о месте каждого отдельно взятого человека в этой жизни. На фоне… Подробнее  Купить за 431 руб
  • Голос, Мари Росси. Человеческий Голос... Самый удивительный из музыкальных инструментов... Некая сущность, вырывающаяся из резервуара человеческого организма... Несущая собеседнику ив космические дали… Подробнее  Купить за 417 руб
  • Голос, Романовски М.. В романе "Голос", принадлежащем к жанру фэнтези, легкому и бескрайнему по своим возможностям, поднимается вопрос о месте каждого отдельно взятого человека в этой жизни. На фоне… Подробнее  Купить за 317 руб
Другие книги по запросу «ГОЛОС» >>